Академия Дополнительного профессионального образования ‘Консалтинг Групп’

8 (800) 333-70-86
Пн-Пт: 09:00 — 18:00

Проведем Оценку профессиональных рисков

  • Все этапы разработки под КЛЮЧ
  • Формирование реестра опасностей
  • Составление плана мероприятий по корректировке рисков
  • Стоимость от количества рабочих мест

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков — один из базовых процессов системы управления охраной труда. Она должна проводиться у всех работодателей, в том числе со статусом микропредприятий.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредных и (или) опасных факторов при выполнении трудовой функции, с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (ст. 209 ТК РФ). Простыми словами, это все ситуации на рабочем месте, в которых сотрудник может пострадать. Например, есть скользкий пол в офисе, выложенный плиткой. Работница на каблуках может упасть и получить перелом или растяжение связок. В зависимости от источника бывают риски травмирования и риски развития профессионального заболевания (ст. 218 ТК РФ).

Вся ответственность за оценку профессиональных рисков лежит на руководителе компании, и он же решает, как ее делать — собственными силами или отдать на подряд.

СТОИМОСТЬ
от 550 ₽

СРОК СЕРТИФИКАЦИИ
от 2х дней

СРОК ДЕЙСТВИЯ
бессрочно*

*Срок действия свода документов не ограничено, но необходимо обновление и поддержание в актуальном содержании, в зависимости от текущего штата и рабочих мест согласно ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Нормативно сроки проведения оценки профессиональных рисков не определены. Их устанавливает работодатель и фиксирует в локальных документах.

Этапы создания документов по профрискам

Этап 1. Подготовка документов

  1. Выпустить приказ о проведении оценки профессиональных рисков в организации. В нем фиксируются ответственные лица, сроки проведения, формируется комиссия по ОПР.
  2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков.
  3. Проинформировать работников о предстоящей оценке рисков.
  4. Подготовить опросные и контрольные листы и анкеты для сбора предварительной информации о возможных рисках.

Этап 2. Выявить опасности на рабочих местах (РМ)

  1. Идентифицировать все опасности, которые могут произойти в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также их источники. 
  2. Сформировать и утвердить реестр всех выявленных опасностей.
 
Не оцениваются только вакансии, места дистанционных и надомных работников, а также лиц по договорам ГПХ.
 

Этап 3. Оценка рисков

  1.  Выбрать метод оценки профрисков
  2. Определить их степень и допустимость
  3. Оценить профессиональные риски
  4. Составить карты рисков для каждого рабочего места.

Этап 4. Управление рисками

  1. Составить план мероприятий, которые позволят снизить или полностью устранить риск
  2. Ознакомить каждого работника с результатами выявления опасностей на рабочем месте и ОПР
  3. Проведение мероприятий по снижению рисков

Документы по оценке профессиональных рисков в организации

Несмотря на то, что проводить процедуру оценки рисков  обязательно, в законодательстве нет четкого списка документов, которые работодатель должен иметь в ходе и в результате процедуры. Примерный список документов может выглядеть так:

ПОЧЕМУ РАЗРАБОТКУ ПРОфРИСКов СЛЕДУЕТ ДОВЕРИТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМ?

От того, насколько квалифицированные специалисты, будет завесить очень многое. При квалифицированной помощи, вы получите:

  • Наиболее оптимальное решение по вашему проекту
  • Гарантию того, что в созданных своде документов при проверке не будет выявлено сомнительных моментов
  • Разработка пройдет в максимально быстрые сроки

Отправьте заявку и мы перезвоним Вам




    Идентификация (выявление) опасностей

    Цель идентификации – выявить все имеющиеся в организации опасности и установить их источники (опасности должны быть идентифицированы на всех рабочих местах работодателя) Перечень опасностей представлен в пункте 35 Типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н. Список не исчерпывающий, также образец наименований опасностей для реестра можно взять из в п. 27 Приказа Минтруда № 776н. Приказ №776 от Минтруда удобен сразу тем, что представлены меры управления/контроля профессиональных рисков.

    Источники информации для выявлений опасностей

    Для того, что бы правильно выявить источник опасности для рабочего место необходимо на что-то опираться. Следующие документы позволяют выделить из перечня те виды опасностей, которые будут характерны для рабочего места и сформировать реестр опасностей

    Оценка уровней профессиональных рисков

    Работодатель самостоятельно выбирает любую существующую методику с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровней профессиональных рисков для разных процессов и операций. При выборе метода оценки профессиональных рисков следует руководствоваться перечнем методов оценки рисков, представленным в ГОСТ 12.0.230.5-2018

     

    Метод оценки Суть метода Плюсы методаМинусы метода
    Метод  Файна-Кинни Оценка рисков через произведение трех составляющих: степени подверженности работника воздействию опасности на рабочем месте, возможности возникновения угрозы на рабочем месте и тяжести последствий для работников в том случае, если угроза осуществится Простота расчетов, можно получить количественную оценку уровня риска, наглядность Субъективность при проведении оценки 
    Матричный метод Расчет вероятности возникновения опасных ситуаций и уровне тяжести последствий для безопасности и здоровья сотрудника. Наглядность, простота, можно легко ранжировать риски Низкая объективность, необходимо устанавливать критерии шкалы в матрице 
    Система Элмери Метод основан на наблюдениях. Эти наблюдения охватывают все важнейшие составляющие части безопасности труда, такие как использование средств защиты, порядок на рабочем месте, безопасность при работе с техникой, гигиена труда и эргономика Простота расчетов коэффициента, гибкость в применении,  подходит для небольших организаций, планирование мероприятий для устранения выявленного несоответствия Одна опасность на рабочем месте может быть критичной, при этом коэффициент риска будет низким, факторы, оказывающие влияние на безопасность труда, принимаются равнозначными 
    Чек-лист Перечень рисков, которые оцениваются «да/нет» Применение на любом этапе выполнения работ, гибкость в применении, может использовать руководитель любого уровня, не только эксперт, подходит для небольших организаций Можно упустить важные моменты, используется для уже известных опасностей, может быть формальный подход: поставить галочку 
    «Дерево причин» Позволяет определить коренную причину возникновения опасности и снизить риск. Для этого задается не менее пяти вопросов «Почему это произошло»Выявляется первостепенная причина, а не поверхностная Нужно, чтобы опасность возникла и нанесла вред 

    План мероприятий по корректировке рисков

    Заключительный этап оценки рисков — оформление реестра опасностей и проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий.

    Образец плана управления рисками можно найти в Приложении № 16 Приказа Минтруда № 926.

    Стоит добавить, что после реализации мероприятий необходимо повторно провести оценку рисков, чтобы оценить эффективность принятых мер.

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

    Оценку профессиональных рисков может проводить как сам работодатель, так и нанятая им внешняя экспертная организация. Нормативных требований к последним в законодательстве пока нет, т.е. компания не обязана состоять ни в каких реестрах или обладать специфическими лицензиями на проведение оценки рисков.

    Оценка рисков – это постоянный процесс. Отслеживание опасностей должно вестись непрерывно, в режиме мониторинга.

    Если же говорить о полноценной процедуре оценки профессиональных рисков, то, согласно ГОСТ 12.0.230.5-2018, ОПР проводится при любых изменениях либо если она ранее никогда не проводилась. В остальном никаких нормативных указаний на время и периодичность проведения оценки профессиональных рисков нет, поэтому организация вправе сама устанавливать частоту и длительность процедуры.

    Каждый работодатель обязан выявлять опасности, оценивать их и управлять ими (ст. 218 ТК РФ). Создание системы управления охраны труда направлено на минимизацию профессиональных рисков и управление ими, что и определено в п. 5 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н.

    Если не провести оценку профессиональных рисков, организацию оштрафуют по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Это подтверждает и судебная практика:

    • решение Московского городского суда от 28.08.2020 по делу № 7-9434/2020;
    • решение Верховного суда Республики Коми от 15.07.2020 по делу № 21-384/2020, 12-12/2020;
    • решение Волгоградского областного суда от 13.05.2020 по делу № 07-290/2020;
    • постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 16-4841/2020.